Приготовить приспособления «11.9.190», «11.9.461» и «11.9.462». Снять двигатель привода левого эксцентрикового вала, крышку левой головки блока цилиндров. Вывернуть все свечи зажигания цилиндров 5–8 и снять кожух вентилятора.
Ввернуть спецболт (15, см. рис. 5.13) . Освободить маслопровод (12) из зажимов и снять его.
Повернуть коленчатый вал за центральный болт в направлении вращения до положения поршня 1-го цилиндра в верхнюю мертвую точку (ВМТ) окончания такта сжатия. В положении ВМТ конца такта сжатия 1-го цилиндра кулачки распределительного вала впускных и выпускных клапанов 5-го цилиндра стоят наклонно вверх, как показано на рисунке 5.121.
В положении ВМТ зафиксировать демпфер крутильных колебаний с помощью приспособления «11.9.190» (штырь), которое устанавливается в отверстие расположенное на крышке ГРМ (см. рис. 5.130).
Внимание! При нормальной остановке двигателя исполнительные узлы впуска и выпуска блокируются в исходном положении. В отдельных случаях это исходное положение может быть не достигнуто и распределительный вал поворачивается в диапазоне регулировки узла.
Для исключения неправильной регулировки фаз газораспределения необходимо проверить блокировку исполнительного узла и, при необходимости, заблокировать его, поворачивая распределительные валы.
Проверить блокировку исполнительного узла впуска в исходном положении. Взяться за шестигранник (темная стрелка, рис. 5.122) распределительного вала впускных клапанов и осторожно попробовать повернуть распределительный вал впускных клапанов против направления вращения (светлая стрелка).
Если надежное соединение между распределительным валом впускных клапанов и исполнительным узлом впуска отсутствует, повернуть распределительный вал впускных клапанов против направления вращения до упора.
Исполнительный узел впуска заблокирован в исходном положении, если распределительный вал впускных клапанов надежно связан с исполнительным узлом впуска.
Проверить блокировку исполнительного узла выпуска в исходном положении. Для этого взяться за шестигранник распределительного вала выпускных клапанов и осторожно попробовать повернуть распределительный вал выпускных клапанов в направлении его вращения. Если надежное соединение между распределительным валом выпускных клапанов и исполнительным узлом выпуска отсутствует, повернуть распределительный вал выпускных клапанов против направления вращения до упора.
Исполнительный узел выпуска заблокирован в исходном положении, если распределительный вал выпускных клапанов надежно связан с исполнительным узлом выпуска.
Внимание! Если исполнительный узел впуска или выпуска «не позволяет» заблокировать распределительные валы описанным способом, то исполнительный узел неисправен, и его необходимо заменить.
Установить приспособление «11.9.461» (рис. 5.123) на распределительный вал впускных клапанов и проверить регулировку фаз газораспределения .
Фазы газораспределения отрегулированы правильно, если приспособление «11.9.461» прилегает к головке блока цилиндров без зазоров или приподнято относительно стороны выпуска максимум на 0,5 мм.
Снять приспособление «11.9.461» с распределительного вала впускных клапанов и установить приспособление «11.9.462» на распределительный вал выпускных клапанов и проверить регулировку фаз газораспределения.
Фазы газораспределения отрегулированы правильно, если приспособление «11.9.462» прилегает к головке блока цилиндров без зазоров или приподнято относительно стороны выпуска максимум на 0,5 мм.
При необходимости отрегулировать фазы газораспределения с левой стороны. Снять все приспособления.
Болт (15, см. рис. 5.13) является специальным болтом и не может быть заменен обычным болтом М8. Зажать маслопровод (12) скобами. Вставить болт (15) и затянуть его. Собрать двигатель.