Замену коленчатого вала двигателя необходимо проводить в следующем порядке. Снять двигатель, масляный картер, масляный насос и нижнюю крышку ГРМ.
Вынуть все поршни, снять приводной диск и крышку заднего сальника коленчатого вала. Проверить осевой зазор коленчатого вала (см. рис. 3.87).
При превышении допустимого осевого зазора (0,085–0,257 мм), заменить полукольца вкладышей упорного подшипника коленчатого вала.
Последовательно ослабить все крайние болты в резьбовых втулках приливов крышек коренных подшипников и отвернуть их (10 шт.). Последовательно ослабить все болты крепления крышек коренных подшипников и вывернуть их (10 шт., рис. 4.81).
Проверить маркировку (оцифровка в кругах, 1–3), если нет, то нанести ее, и снять крышки коренных подшипников 1–5. Крышки коренных подшипников 4 и 5 не имеют маркировки. Крышка подшипника №5 – упорная. Вынуть коленчатый вал и обратить внимание на его маркировку (см. рис. 3.73).
Примечание. В соответствии с диаметром коренных шеек коленчатый вал имеет желтую, зеленую или белую маркировку.
При необходимости, снять звездочку с коленчатого вала, для этого следует использовать приспособление «11.2.383» (рис. 4.82) установленное на коленчатом валу.
Звездочка снимается приспособлением «11.2.001», укомплектованным приспособлениями «11.2.005» и «11.2.004».
Установку звездочки необходимо проводить в нагретом до 150°С состоянии. Разогрев осуществлять промышленным феном или нагревательной плитой. Превышение температуры недопустимо.
Проверить правильность посадки шпонок (5, см. рис. 4.8).
Заменить вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала, проконтролировав их радиальный зазор.
Технология замены вкладышей коренных и шатунных подшипников аналогична двигателю модели «М54».
Внимание! Строго следить за тем, чтобы проточки упорных полуколец были обращены в сторону щек коленчатого вала.
Цветовая метка вкладышей в крышке коренного подшипника должна соответствовать маркировке коленчатого вала.
Установить полукольца упорного подшипника так, чтобы проточки (стрелки, рис. 4.83) подвода масла были обращены в сторону щек коленчатого вала.
Ввернуть резьбовые втулки с внутренним шестигранником в приливы крышки коренного подшипника.
Примечание. Крышки коренных подшипников (1–3) имеют маркировку выбитыми цифрами. Крышки 4 и 5 подшипников маркировку не имеют.
Используя манометрический ключ и приспособление «00.9.120», затянуть все болты крепления всех крышек коренных подшипников в два приема:
- первый раз – моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м);
- второй раз (М10) – довернуть на угол 70°;
- второй раз (М11) – довернуть на угол 100°.
Величина радиального зазора коренных подшипников коленчатого вала должна находиться в пределах 0,020 – 0,050 мм. Для корректировки величины зазора в подшипнике, следует использовать новые вкладыши, с другой цветовой маркировкой.
Использовать новые болты крепления крышек коренных подшипников, не смывать их покрытие. Установить и наживить от руки болты крепления коренных подшипников.
Установленные новые болты крепления крышек коренных подшипников, затянуть моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м).
Ослабить крепления крышки упорного коренного подшипника (№5). Постучать сзади и спереди по торцу коленчатого вала киянкой или пластиковым молотком, чтобы отцентровать упорный подшипник.
Затянуть болты крепления крышки упорного коренного подшипника (№5) моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м).
Довернуть с помощью приспособления «00.9.120» все болты крепления крышек коренных подшипников на заданный угол: болты М10 – на 70°, болты М11 – на 100°.
Проверить величину осевого зазора коленчатого вала (рис. 3.87), которая должна быть в пределах 0,085–0,257 мм.
В случае превышения допустимого осевого зазора проверить и, при необходимости, заменить в следующем порядке – вкладыш (полукольца) упорного подшипника, коленчатый вал и блок-картер двигателя.
Затянуть резьбовые втулки моментом 10 Н·м (1,0 кгс·м), новые болты крепления хвостовика крышки коренного подшипника – моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м).
Довернуть все болты крепления крышек коренных подшипников на заданный угол 70° для болтов М10 или на угол 100° для болтов М11.