Поршни (1) изготовлены из алюминиевого сплава (заэвтектического силумина) со стальными вставками. На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Для правильной ориентации поршня при установке в цилиндр, на его днище имеется стрелка, которая должна быть обращена в сторону привода распределительного вала, а также метка, указывающая его диаметр. Диаметр поршня измеряется на расстоянии «А» от нижней кромки юбки поршня под углом 90° относительно оси поршневого пальца. Параметры поршней приведены ниже.
Диаметр поршня
Диаметр поршня:
- номинальный — 83,950 мм;
- промежуточный — 84,030 мм;
- 1-й ремонтный размер — 84,200 мм.
Расчетный зазор между поршнем и цилиндром:
- для новых деталей — 0,041–0,077 мм;
- максимально допустимый — 0,15 мм.
Допустимая разница по весу между поршнями для одного двигателя – 10 г.
*Максимально допустимое отклонение диаметра поршня от номинального размера не должно превышать ±0,009 мм.
Замер диаметра поршня проводить, отступив от нижней кромки юбки поршня на расстояние («А») равное 12 мм.
Поршневые пальцы
Поршневой палец (13) стальной, шлифованный, плавающего типа. От осевого перемещения он удерживается двумя стопорными кольцами в отверстиях поршня под поршневой палец. Пальцы изготавливаются двух классов, отмеченных цветными метками – черной и белой.
Длина поршневого пальца – 62 мм.
Диаметр поршневого пальца:
- номинальный размер — 30,00 мм;
- допуск изготовления от -0,003 до -0,006 мм.
Номинальный зазор между поршневым пальцем и бобышкой поршня 0,001–0,005 мм.
Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна:
- пальцы с «белой» меткой — 0,005 – 0,013 мм:
- пальцы с «черной» меткой — 0,008 – 0,016 мм.
Максимально допустимый эксплуатационный зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна – 0,016 мм.
При ремонте двигателя следует устанавливать только поршни и пальцы одной и той же комплектации.
Поршневые кольца
Поршневые кольца установлены в канавках головки поршня: два компрессионных (3, 4) и одно – маслосъемное (2). Кольца устанавливаются на поршень меткой «Тор» («Верх») к днищу поршня (огневому поясу). Верхнее компрессионное кольцо хромированное, со скругленными кромками, нижнее компрессионное кольцо конусное, маслосъемное кольцо с расширителем.
Зазор между новым поршневым кольцом и стенкой канавки (осевой зазор по вертикали):
- верхнее компрессионное не контролируется;
- нижние компрессионное − 0,050 – 0,090 мм;
- маслосъемное − 0,030 – 0,070 мм.
Максимально допустимый зазор для компрессионных колец 0,12 мм.
Зазор в замке нового поршневого кольца
Зазор в замке нового поршневого кольца:
- верхнее компрессионное − 0,20 – 0,35 мм;
- нижние компрессионное − 0,30 – 0,45 мм;
- маслосъемное − 0,20 – 0,40 мм.
Максимально допустимый зазор в замке:
- для компрессионных колец − 0,80 мм;
- для маслосъемных колец − 1,00 мм.
Шатуны
Шатуны (6) кованные, со стержнем двутаврового сечения из термообработанной стали, с тонкостенными триметаллическими вкладышами подшипников скольжения. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая, свертная (закатанная) втулка. Нижняя головка шатуна окончательную обработку проходит со своей крышкой и в дальнейшем разукомплектованию не подлежит.
Диаметр отверстия нижней головки шатуна – 48,000–48,016 мм.
Расстояние между осями головок шатуна – 135,0 мм.
Предельно допустимый эксплуатационный зазор между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала – 0,12 мм.
Допустимая разница по весу между шатунами на одном двигателе, не более ±4,0 г;
Допустимое скручивание шатуна, не более 30’.
Допуск непараллельности и перекоса осей отверстий на длине 100 мм, не более – 0,04 мм.
Максимальный осевой зазор шатуна на шейке коленчатого вал относительно его щеки, для всех моделей двигателя – 0,27 мм.