Дизельный двигатель не имеет системы зажигания, так как из-за сильного сжатия воздух нагревается так, что после впрыскивания топлива в цилиндр оно самовоспламеняется.
Принципиальная схема системы зажигания Motronic (модели с 1986 г. выпуска)
1 — замок зажигания;
2 — катушка зажигания;
3 — распределитель высокого напряжения;
4 — кабели зажигания;
5 — наконечники свечей;
6 — свечи зажигания;
7 — прибор управления;
8 — аккумулятор.
Современные бензиновые двигатели BMW оснащаются электронно-управляемой системой зажигания, блок управления которой встроен в блок управления двигателем. Она не имеет обычного распределителя зажигания. Вместо этого распределение высокого напряжения по отдельным цилиндрам осуществляется с помощью неподвижных электронных элементов. На современных двигателях высокое напряжение генерируется в шести отдельных катушках зажигания, которые расположены над свечами зажигания. Работа системы зажигания синхронизируется сигналами, которые генератор импульсов подает на блок управления. Генератор импульсов находится впереди на блоке цилиндров и отображает число оборотов коленчатого вала.
Для определения правильного момента (угла опережения) зажигания блок управления использует электронную базу данных. Благодаря этому система зажигания легко подстраивается к различным условиям работы двигателя.
Характеристики базы данных системы зажигания
1 — угол опережения зажигания;
2 — нагрузка;
3 — число оборотов.
Момент зажигания также корректируется датчиками детонации. Так как расход топлива при высокой степени сжатия минимален, современные двигатели сжимают топливовоздушную смесь как можно сильнее. Из-за сильного сжатия, однако, может происходить неконтролируемое сгорание, называемое детонацией. Со временем детонация может привести к повреждениям двигателя. Чтобы предотвратить это явление, необходим датчик детонации, который определяет неконтролируемое сгорание и сообщает об этом блоку управления, который обеспечивает сдвиг момента зажигания в направлении запаздывания. У двигателей BMW в блок цилиндров вкручены два датчика детонации, один датчик для цилиндров № 1, 2, 3, а другой — для цилиндров 4, 5 и 6. Благодаря контролю детонации возможна работа двигателя на топливе, менее устойчивом к детонации (бензин с октановым числом 91), хотя при этом будет выдаваться меньшая мощность. Когда используется бензин с октановым числом 98, то мощность двигателя возрастает.
Все детали системы зажигания подобраны друг к другу и обеспечивают всегда оптимальный момент зажигания. Регулировка момента зажигания теперь невозможна.
При работах на электронной системе зажигания необходимо обращать внимание на соблюдение мер предосторожности, чтобы не получить травму и избежать повреждения деталей системы.