Если клапанный зазор слишком велик, то часть хода толкателя и распределительного вала будет тратиться на компенсацию лишнего зазора, т.е. клапаны будут открыты недостаточно долго. При этом появляются два эффекта — детали механизма привода клапанов будут издавать стучащий звук, так как имеется лишний зазор, и двигатель будет работать плохо, т.к. впускной клапан будет открываться недостаточно и в цилиндр попадет меньше рабочей смеси. Недостаточное открытие выпускного клапана приведет к избыточному давлению отработанных газов в цилиндре, которое препятствует поступлению необходимого количества рабочей смеси в цилиндр.
Если клапанный зазор слишком мал, то впускной и выпускной клапаны не плотно сидят на головке цилиндров, когда они закрыты. Когда клапан сидит на головке цилиндров, то он выполняет две функции — он закрывает камеру сгорания так, чтобы никакие газы не могли выйти из цилиндра, и он сам охлаждается путем поглощения части тепла процесса сгорания головкой цилиндров и системой охлаждения двигателя. Таким образом, если клапанный зазор слишком мал, то двигатель будет плохо работать (из-за того, что газы выходят из камеры сгорания), клапан будет перегреваться и деформироваться (т.к. он не может передавать тепло, пока он не касается седла клапана в головке цилиндров).
Внимание: Тогда как все регулировки клапанов должны быть выполнены с максимальной аккуратностью, лучше иметь более свободную регулировку, чем более «зажатую», так как прогоревшие клапана могут стать результатом более «зажатой» регулировки.
Перед проверкой или регулировкой зазоров клапанов прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
Снимите крышку головки блока цилиндров.
Установите поршень первого цилиндра в положение DVN такта сжатия
Проверьте зазоры клапанов первого цилиндра. Зазоры в горячем состоянии клапанов составляют:
- впускные клапаны — 0,35 мм;
- выпускные клапаны — 0,4мм.
Вставьте щуп между штоком клапана и рычагом коромысла. Если щуп входит между ними с небольшим усилием, то зазор правильный и регулировка не нужна.
Если зазор больше или меньше указанного, ослабьте контргайку. Вставьте ключ, сделанный из металлического провода большого диаметра и вращайте эксцентрик, пока зазор не станет необходимой величины.
Если зазор выставлен, зажмите эксцентрик и контргайку. Повторно проверьте зазор.
После регулировки клапанов первого цилиндра проверните коленвал на 120°, затем проверьте и отрегулируйте клапаны пятого цилиндра.
Повторите процедуру регулировки на остальных цилиндрах (1-5-3-6-2-4).
Установите крышку головки блока цилиндров.