Каталитический нейтрализатор состоит из керамического сотового корпуса -3-, покрытого несущим слоем. На несущем слое имеются соли благородных металлов, отзывающие влияние на процессы преобразования. Для крепления чувствительного к ударам керамического корпуса к внешнему корпусу -1- применяется эластичная и жаропрочная проволочная сетка -2-, которая компенсирует также температурные расширения.
Бензиновые двигатели
Соединение электронной системы впрыскивания и кислородного датчике позволяет точно дозировать количество топлива для сгорания, с тем чтобы каталитический нейтрализатор мог уменьшать выход вредных веществ. Кислородный датчик расположен в выпускной трубе перед каталитическим нейтрализатором и омывается потоком выпускных газов. Под кислородным датчиком понимается электрический датчик, который показывает остаточное содержание кислорода в отработавших газах через колебания электрического напряжения и позволяет делать выводы о составе топливовоздушной смеси. В доли секунды кислородный датчик может передавать соответствующий сигнал блоку управления системой впрыскивания и тем самым постоянно изменять качество смеси. Во-первых, это необходимо потому, что постоянно меняются эксплуатационные условия (холостой ход, полная нагрузка), во-вторых, оптимальное догорание в каталитическом нейтрализаторе происходит только тогда, когда в отработавших газах еще имеется достаточная доля бензина.
Итак, чтобы в каталитическом нейтрализаторе при температуре от +300°С до +800°С вообще могло происходить догорание, топливовоздушная смесь должна содержать больше топлива, чем это нужно для полного ее сгорания в цилиндре двигателя.
Каталитический нейтрализатор, о котором идет речь, является трехкомпонентным.
Это означает, что в данном каталитическом нейтрализаторе благодаря регулированию коэффициента избытка воздуха одновременно осуществляется окисление окиси углерода (СО) и углеводородов (СН), а также уменьшение окислов азота (NOx),
Дизельные двигатели
На автомобилях с дизельными двигателями также серийно устанавливается каталитический нейтрализатор. Прежде всего, здесь невозможна никакая подгонка состава смеси, как это имеет место в бензиновом двигателе. Однако каталитический нейтрализатор уменьшает эмиссию вредных для окружающей среды окиси углерода и углеводородов до уровня, который существенно ниже, чем у бензиновых двигателей с регулируемым каталитическим нейтрализатором. Кроме того, уменьшается типичная для дизеля дымность отработавших газов. Более высокое содержание окислов азота в отработавших газах обычных дизельных двигателей поддерживается на низком уровне за счет установки системы рециркуляции отработавших газов.