2. Проверьте ногтем наличие уступа в верхней точке движения поршневого кольца (примерно, на расстоянии 6 мм от верха каждого цилиндра). Если из-за углеродистых осаждений или износа цилиндра образовались уступы, то их необходимо удалить с помощью инструмента, называемого зенкером. Сделайте это перед снятием поршней. Следуйте инструкции по применению изготовителя этого инструмента. Если перед установкой поршней/шатунов не удалить эти уступы, то это может привести к поломке поршневого кольца.
3. После удаления уступов в цилиндрах переверните двигатель коленчатым валом вверх.
4. Перед снятием шатунов проверьте щупами боковой люфт. Вставьте щупы между первым шатуном и щекой кривошипа, чтобы люфт исчез. Боковой люфт соответствует толщине щупа (щупов). Если боковой люфт превышает допустимый предел, то потребуются новые шатуны. При установке новых шатунов (или нового коленчатого вала) убедитесь, что некоторый боковой люфт имеет место, если нет, то шатуны необходимо подвергнуть механической обработке - при необходимости обратитесь за консультацией в мастерскую). Повторите операцию для остальных шатунов.
5. Проверьте идентификационные метки шатунов и крышек. Если они не промаркированы, то небольшим кернером на каждый шатун и крышку нанесите соответствующее номеру цилиндра число меток (1, 2, 3 и так далее).
6. По очереди по пол-оборота ослабить гайки/болты крышек каждого шатуна, пока они не станут отворачиваться рукой. Снимите крышку и вкладыш подшипника шатуна №1. Не выроните вкладыш из крышки.
7. Если для крепления крышек применены шпильки, то для защиты шейки коленчатого вала и стенки цилиндра при извлечении поршня, наденьте на шпильки короткие резиновые или пластмассовые трубки.
8. Снимите вкладыш подшипника и вытолкните поршень/шатун в сборе наружу через верх цилиндра. Нажимайте на поверхность верхнего подшипника шатуна деревянной ручкой молотка. Если ощущается сопротивление, еще раз проверьте, что весь уступ удален из цилиндра.
9. Повторите процедуру для остальных цилиндров.
10. После снятия произведите установку крышек шатунов и вкладышей подшипников в соответствующие шатуны и заверните рукой болты/гайки крышек. Сохранение прежних вкладышей подшипников на их местах до сборки поможет защитить поверхности подшипников шатунов от появления случайных заусенцев и вмятин.
11. Не отделяйте поршни от шатунов (смотри Раздел Проверка состояния поршней/шатунов).