Диаметры цилиндров
Шероховатость поверхностей зеркал цилиндров, мм: 0,004. Конусность и овальность зеркал цилиндров, не более, мм: 0,01. Допустимое отклонение центра цилиндра относительно вертикальной оси расточки под подшипник: 0°5'.
Диаметры цилиндров двигателей BMW «525», «528» и «528i» с 1978 модельного года (для стандартных поршней), мм:
- номинальным: 86,015±0,005;
- промежуточный размер: 86,095±0,005;
- 1-й ремонтный размер: 86,265±0,005;
- 2-й ремонтный размер: 86,515±0,005.
Диаметры цилиндров с 1980 модельного года
Шероховатость поверхностей зеркал цилиндров, мкм: 3-4.
Овальность зеркал цилиндров, не более, мм: 0,01 (кроме «520» с 6-цилиндровым двигателем: 0,01-0,02).
Конусность зеркал цилиндров, не более, мм: 0,02.
Допустимый зазор между поршнем и цилиндром (при износе), не более, мм: 0,1-0,15.
BMW «520» с 1978 модельного года и «520i»
Номинальный диаметр цилиндра, мм: 80,00±0,01.
Промежуточный диаметр, мм: 80,08±0,01.
1-й ремонтный размер, мм: 80,25±0,01.
2-й ремонтный размер, мм: 80,50±0,01.
Допустимая конусность и овальность зеркала цилиндра, мм: 0,02.
Максимальный зазор между поршнем и цилиндром, мм: 0,10-0,15.
Коленчатый вал
Коленчатый вал — стальной, кованый, термообработанный. Шлифовку коленчатых валов, подвергнутых термообработке, можно вести только в заводских условиях. Коленчатые валы четырехцилиндровых двигателей пятиопорные, шестицилиндровых двигателей — семиопорные. Коленчатые валы разбиты на две размерных группы, маркированные красными или голубыми метками на коренных шейках.
Характеристики коленчатых валов
* В числителе указаны значения для коленчатых валов с красными метками, в знаменателе — с голубыми метками.
Ход шатунных шеек, мм:
- «518»: 71,0±0,1;
- «520», «520i»: 80,0±0,1;
- «525», «528», «528i»: 71,6±0,1;
- «520» с 1978 модельного года, «520i» с 1982 модельного года 66,0±0,1.
Примечание. С 1978 модельного года на моделях «528» и «528i» ход шатунных шеек составляет 80±0,1 мм. С 1980 модельного года на модели «5251» ход шатунных шеек равен 84±0,1 мм.
Шероховатость поверхностей шатунных и коренных шеек, мм: 0,001-0,002
Вкладыши коренных подшипников
* В числителе указаны значения для коленчатых валов с красными метками, в знаменателе — с голубыми метками.
Маховик
Маховик крепится на коленчатом валу на фланце восемью болтами. Благодаря наличию центрирующего штифта может устанавливаться только в одном положении.
Перед на прессовкой на маховик зубчатый обод нагревается до температуры 200-230°С (температура нагрева контролируется с помощью термохромного карандаша) и устанавливается на маховик, направив торцы зубьев со стороны ввода а зацепление к двигателю.
Статический дисбаланс, не более, г·см: 15.
Допустимое биение маховика при измерении в точке на диаметре 92 мм, не более, мм: 0,03.
Допустимое биение маховика при измерении в точке на наружном диаметре, не более, мм (BMW «520» с 1978 модельного года, «520i» с 1982 модельного года): 0,1.
Максимальная толщина слоя металла, снимаемая при шлифовании поверхности маховика под ведомый диск сцепления, мм: 0,4.
Толщина поверхности маховика под ведомый диск сцепления, не менее, мм:
- «518», «520»: 14,6;
- «520i», «525», «528», «528i»: 13,6;
- «520» с 1978 модельного года, «520i» с 1982 модельного года: 13,5.
С 1978 модельного года на моделях «525», «528» и «528i» с механической коробкой передач минимально допустимая толщина поверхности маховика под ведомый диск сцепления составляет 14,5 мм. С 1980 г это изменение распространено на все модели.
Демпфер крутильных колебаний
С 1978 модельного года на двигателях BMW «525», «528» и «528»» применяется демпфер крутильных колебаний, имеющий следующие характеристики.
Диаметр шкива по ручью, мм: 162+0,5-0,1.
Дисбаланс при частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин, не более, гс·см: 8.
Радиальное биение при измерении в точке на диаметре 223 мм, не более, мм: 0,2.
Торцевое биение при измерении в точке на диаметре 200 мм, не более, мм: 0,4 (с 1980 модельного года: 0,3-0,4).
BMW «520» с 1978 модельного года, «5201» с 1982 модельного года
Биение демпфера, не более, мм:
- радиальное: 0,2;
- торцевое: 0,3-0,4.
Шатуны
Шатуны двутаврового сечения, кованые из термообработанной стали, со сменными триметаллическими вкладышами. Крышка нижней головки шатуна прямого сечения. Втулка верхней головки шатуна свертная, биметаллическая. По массе шатуны одного двигателя не должны отличаться друг от друга более чем на 4 г.
Характеристики шатунов
* С 1978 модельного года на двигателях BMW «525», «528» и «528i» наружный диаметр втулки верхней головки шатуна составляет 24,060-24,100 мм.
** Диаметральный зазор между шатунными шейками и подшипниками на двигателях BMW «525», «528» и «528i» равен 0,023-0,069 мм.
Вкладыши шатунных подшипников
Вкладыши шатунных подшипников упругие, тонкостенные, три металлические.
Характеристика вкладышей шатунных подшипников
С 1978 модельного года для двигателей BMW «525», «528» и «528i» введены следующие ремонтные размеры, мм:
- 1-й: 2,108-2,118;
- 2-й: 2,233-2,243;
- 3-й: 2,358-2,368.
Поршни
Поршни отлиты из алюминиевого сплава, днище поршня выпуклое с плоским верхом.
На автомобилях моделей «518», «520» и «520i» применяются поршни с днищами измененной формы после изменения формы камер сгорания (см. «Головка цилиндров»). По наружному диаметру поршни разбиты на три класса (А, В, С). На днище поршня выбита метка группы поршня по массе («+» или «—»). На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе. Для ориентирования поршня при установке в цилиндр на днище нанесена стрелка, которая должна быть обращена в сторону привода распределительного вала. Поршни заменяются одновременно с пальцами.
Марка поршней: Mahle, K.S. (Karl Schmidt) или A (Aican/Nural).
Характеристики поршней
В запасные части поставляются только поршни класса «В» номинального размера, промежуточного размера и 1-го и 2-го ремонтных размеров.
Класс поршневых пальцев указан меткой «W» или «S», выбитой на днище поршня (см. «Поршневые пальцы»).
Диаметры поршней измеряются на расстоянии «А» от юбки поршня (см. фото).
С 1978 модельного года на двигателях BMW «525», «528» и «528i» изменены некоторые размеры поршней.
1. До начала выпуска стандартных поршней
Промежуточный размер, мм: класс «А»: 86,040; класс «В»: 86,050; класс «С»: 86,060.
Зазор между поршнем и цилиндром, мм: 0,040.
2. После начала выпуска стандартных поршней
Маркировка на днище поршней: тип двигателя/степень сжатия (например, 2,5/9,0), диаметр юбки поршня (например, 89,57), а также стрелка для ориентирования поршня в цилиндре при установке. Диаметр поршней, мм:
- номинальный: 85,970;
- промежуточный размер: 86,050;
- 1-й ремонтный размер, увеличенный на 0,25 мм: 86,220;
- 2-й ремонтный размер, увеличенный на 0,50 мм: 86,470.
Зазор между поршнем и цилиндром, мм: 0,045.
Разница по массе между поршнями в сборе, не более, г: 10.
Характеристики поршней BMW «535i»
Диаметр поршней, мм:
- номинальный: 93,35;
- промежуточный размер: 93,43;
- 1-й ремонтный размер: 93,55;
- 2-й ремонтный размер: 93,75.
Зазор между поршнем и цилиндром, мм: 0,045±0,014.
Отличительные характеристики поршней
Модели «518», «520», «520i»
Модели «525» и «528»
Примечание. Поршни класса «А» применяются на двигателях с карбюратором INАТ, класса «В» — на двигателях с карбюратором 4А1.
На BMW «518» поршни класса «А» применяются с головкой цилиндров с меткой «118», поршни класса «С» — с головкой цилиндров с меткой «Е21 1,6».
На BMW «520» и «520i» поршни класса «В» применяются с головкой цилиндров с меткой «Е12», поршни класса «С» — с головкой цилиндров с меткой «Е21 2,0».
Расстояние «А» (см. фото) от юбки, на котором измеряется наружный диаметр поршня
Модели «518» и «520»
Модели «525» и «528»
Характеристики поршней двигателей BMW «520» с 1978 модельного года и «520i» с 1982 модельного года
Диаметр поршней, мм:
- номинальный: 79,98;
- промежуточный размер: 80,06;
- 1-й ремонтный размер: 80,23;
- 2-й ремонтный размер: 80,48.
Зазор между поршнем и цилиндром, мм: 0,045±0,014.
Разница по массе поршней в сборе, г: ±10.
Маркировка поршней: на днище поршня выбиты диаметр поршня и стрелка для ориентирования поршня при установке в цилиндр.
Опознавательный признак поршней: высота выпуклой части днища поршня, мм: 2,1.
Поршневые пальцы
Поршневой палец — стальной, шлифованный. Палец свободно вращается в верхней головке шатуна и в бобышках поршня. От осевого смещения он удерживается стопорными кольцами.
Характеристики поршневых пальцев
С 1978 модельного года на двигателях BMW «525» «528» и «528i» изменены следующие характеристики поршневых пальцев.
Диаметр отверстия поршня под палец, мм:
- поршни марок Mahle и K.S.: 22+0,004.
- поршни Alcan/Nural: 22±0,003.
Зазор между поршневым пальцем и поршнем, мм: 0,001-0,005 (для поршней марки K.S. и двигателей BMW «525» и «528»: 0,002-0,008).
Поршневые кольца
На каждом поршне установлено три кольца: два компрессионных и одно маслосъемное. Кольца устанавливаются меткой «Тор» («Вверх») к днищу поршня. Верхнее компрессионное кольцо чугунное, с хромированной наружной поверхностью.
Характеристики поршневых колец
* Начиная с номеров шасси 3 715 122 модели «520», 3 802 199 модели «520А», 3 852 364 модели «520i».
** В числителе указаны данные для поршней марок Mahle и Alcan/Nural, в знаменателе — для поршней марки K.S.