Общие сведения
Система охлаждения работает при избыточном давлении. Она состоит из водяного насоса, алюминиевого радиатора, вентилятора и термостата.
Система работает следующим образом. Холодная жидкость из нижнего бачка радиатора попадает через нижний шланг на вход водяного насоса, который прокачивает ее через полости и каналы блока и головки цилиндров. После охлаждения цилиндров. поверхностей камер сгорания, седел клапанов жидкость поступает в термостат, который первоначально закрыт. Жидкость проходит через теплообменник отопителя и через блок цилиндров возвращается в насос.
Пока двигатель не прогрелся, охлаждающая жидкость циркулирует только через блок и головку цилиндров, а также через отопитель. Когда жидкость нагреется до определенной температуры, открывается термостат и жидкость через верхний шланг поступает в радиатор. На некоторых моделях открытие и закрытие термостата осуществляется по команде блока электронного управления двигателем. Такая система позволяет точнее поддерживать рабочую температуру двигателя, состав топливо-воздушной смеси, снизить концентрацию вредных выбросов в атмосферу. В радиаторе жидкость охлаждается потоком воздуха, проходящим через него при движении автомобиля. При необходимости, воздушный поток создается вентилятором, Охлажденная жидкость сливается в нижний бачок радиатора, откуда она снова засасывается водяным насосом и цикл повторяется.
В зависимости от модели автомобиль может быть оборудован вентилятором одного из двух типов. На моделях с 4-цилиндровым двигателем и 6-цилиндровым двигателем М54 установлен вентилятор с электроприводом, расположенный позади радиатора. На моделях с 6-цилиндровым двигателем M52TU вентилятор приводится ремнем от коленчатого вала через вязкостную муфту. Вязкостная муфта меняет скорость вентилятора в зависимости от температуры двигателя. При низкой температуре муфта создает малое сцепление между валом вентилятора и его приводом, так что вентилятор вращается медленно. По мере роста температуры сцепное свойство муфты возрастает и вентилятор начинает вращаться все быстрее. На таких моделях дополнительно перед радиатором установлен еще один вентилятор с электроприводом.
Описание системы кондиционирования воздуха дано в параграфе 11.
Меры предосторожности
Внимание! Не пытайтесь снимать крышку расширительного бачка ипи разъединить какие-либо шланги системы охлаждении, пока двигатель не остыл, поскольку при этом существует большой риск ожога. Если крышку расширительного бачка необходимо с нить прежде, чем двигатель и радиатор полностью остынут (даже если это не рекомендуется), необходимо прежде понизить давление в система охлаждении. Чтобы избежать ожога, накройте крышку толстой тканью и медленно отворачивайте ее, пока не появится шипящий звук. Когда шипение прекратится, что означает понижение давлении, медленно отверните крышку бачка до конца и снимите ее; если шипящие звуки все еще слышны, подождите, пока они прекратятся. Во всех случаях при открывании крышки расширительного бачка старайтесь держаться от него на расстоянии и защищать руки.
Внимание! Не допускайте попадании антифриза на вашу кожу или на окрашенные поверхности кузова. Если такое все же случилось, немедленно смойте пролитую жидкость большим количеством воды. Никогда не оставляйте антифриз в открытой емкости, или в виде лужи на полу гаража. Дети и домашние животные могут быть привлечены приятным запахом, однако при попадании внутрь организма антифриз смертелен.
Внимание! При работа на моделях. оборудованных кондиционером, соблюдайте дополнительные меры предосторожности, приведенные в параграфе 11.