Так как требуется также снятие некоторых соединений и под автомобилем, автомобиль требуется поднять и установить на надежные подставки. Перед монтажными работами в моторном отсеке необходимо накрыть передние крылья.
Электрические провода, а также вакуумные и водяные шланги могут по-разному прокладываться в моторном отсеке в зависимости от года выпуска и состава оборудования. Так как невозможно привести подробное описание каждого из вариантов прокладки, рекомендует я маркировать провода и шланги при их отсоединении.
Приводится описание снятия двигателя на моделях 316i, 318i (4а также на моделях 3201,325т (6-цилиндровые двигатели). В двигателях, устанавливаемых на моделях 316i, 318i с сентября 1993 г. имеются изменения, связанные с новой системой зажигания без распределителя зажигания и модифицированной впускной трубой.
Снятие
Снять коробку передач.
Поднять автомобиль.
Установить капот моторного отсека в монтажное положение, то есть вертикально. Для этого отсоединить крюк -стрелка- и отжать капот наверх. Нажать на шарнир петли и освободить капот.
Внимание: При капоте моторного отсека, установленном в монтажном положении запрещается включать стеклоочиститель. Стеклоочиститель при этом не имеет свободы движения и царапает капот. Рекомендуется вытащить предохранитель стеклоочистителя.
Отключить провод массы от аккумулятора.
Внимание: При отключении аккумулятора стирается информация в электронных устройствах памяти, например накопитель неисправностей двигателя или память охранного кода радиоприемника. При отключении аккумулятора соблюдать указания разделов "Радиоприемник" и "Снятие и установка аккумулятора".
Внимание: На автомобилях с шестицилиндровыми двигателями аккумулятор находится в багажном отсеке рядом с запасным колесом.
Снять воздушный фильтр и расходомер воздуха. Для этого повернуть гайку с накаткой на разъеме влево и снят разъем. Отвернуть болты -1- и освободить хомут на шланге и вытащить коробку воздушного фильтра.
Шестицилиндровый двигатель: Отвернуть термостата системы охлаждения/всасываемого воздуха и вытащить датчик
Отсоединить шланги клапана регулятора холостого хода и вентиляции картера от впускного шланга. Четырехцилиндровый двигатель: снять с впускного шланга крепления электрических проводов.
Шестицилиндровый двигатель: Отвернуть воздуховод генератора -стрелки- и вытащить.
Слить охлаждающую жидкость.
Снять радиатор.
Внимание: Если шланги крепятся стяжными хомутами обрезать их а при установке поставить винтовые хомуты.
Четырехцилиндровый двигатель
Отсоединить водяные шланги от корпуса термостата, предварительно освободив хомуты шлангов.
Отсоединить от двигателя шланг, идущий к расширительному бачку системы охлаждения.
Снять крышку рычага дроссельной заслонки. Для этого отвернуть болт, поднять крышку и отвернуть 2 передних болта.
Отсоединить трос газа -1-, для чего освободить зажим в направлении стрелки. При наличии автоматической трансмиссии отсоединить также трос -2-.
Вывернуть болты -3- и отложить тросы с креплениями в сторону.
Отсоединить разъем -4- регулятора холостого хода, а также вакуумные шланги -5- и -6-.
Отсоединить водяные шланги от крана отопителя и от отопителя, предварительно освободив хомуты.
Снять канал притока свежего воздуха отопителя.
Отсоединить вакуумный шланг от гидроусилителя тормозной системы. Для снятия требуется приложить усилие.
Внимание: Закрыть отверстие на гидроусилителе чистой тряпкой.
Шестицилиндровый двигатель
Отсоединить трос газа -1- от рычага дроссельной заслонки. Для этого прижать рычаг дроссельной заслонки в направлении троса, освободить ниппель -3- узкой отверткой. Сжать выступы -2- зажима и вытащить из рычага дроссельной заслонки. Вытянуть трос газа вниз из прорези в рычаге дроссельной заслонки. Если имеется, таким же образом снять второй трос (при специальном составе оборудования системы регулирования скорости, см. рисунок).
Снять крышку маслозаливной горловины.
Подцепить отверткой небольшие заглушки -стрелки- и отвернуть расположенные под ними болты. Снять с головки цилиндров 2 пластмассовые накладки.
Отвернуть с передней стороны головки цилиндров перемычку массы -1-.
Отсоединить штуцер вентиляции -2- головки цилиндров, приподняв при этом отверткой планку на штуцере.
Отвернуть 2 болта -1 и вытянуть наверх колодку разъемом. Заметить положение резиновых прокладок для последующей установки.
На каждой катушке зажигания оттянуть вверх металлическую скобу -2- и отсоединить разъем, см. рисунок. Снять колодку разъемов вместе с проводами.
Отсоединить от патрубка дроссельной заслонки следующие шланги и разъемы. Целесообразно перед отсоединением замаркировать шланги и провода и места их подключения, чтобы не перепутать их при последующей установке. Освободить хомуты крепления шлангов, сжимать фиксирующие скобы разъемов. -1- разъем выключателя дроссельной заслонки, -2- разъем датчика температуры воздуха, -3- водяные шланги подогрева дроссельной заслонки, -4- шланг вентиляции топливного бака, -6- подающий топливный шланг (белый штуцер), -7- возвратный топливный шланг (черный штуцер).
Внимание: Опасность возгорания, не курить. Вытекающее топливо вытирать тряпкой.
Шестицилиндровый двигатель: Отсоединить шланг клапана регулирования холостого хода с нижней стороны впускной трубы. Внимание: Фиксирующие язычки легко ломаются. Место подключения сверху не видно, на рисунке показан вид на впускную трубу снизу.
Четырехцилиндровый двигатель
Шестицилиндровый двигатель
Отвернуть опору впускной трубы.
Отвернуть впускной коллектор от головки цилиндров.
Внимание: Не допускать попадания во впускной канал никаких предметов. Не удаленные предметы могут привести к тяжелым повреждениям двигателя.
Прижимая проволочные фиксаторы, отсоединить разъемы. -1- датчик температуры, -2- датчик указателя температуры, -3- выключатель давления масла, -4- клапан регулирования холостого хода.
— На четырехцилиндровом двигателе дополнительно отсоединить следующие разъемы: провода зажигания от катушки зажигания, разъемные соединения форсунок (в конце кабельного канала), разъемное соединение клапана вентиляции топливного бака (в проводе между емкости с активированным углем и впускной трубой).
Четырехцилиндровый двигатель: Отвернуть кронштейн топливных шлангов.
Отсоединить разъемы на корпусе маховика: -1-датчик опознавания цилиндров (черный); -2- датчик импульсов DME (Motronic, серый).
Отсоединить провода генератора и стартера.
Отвернуть кабельный канал от моторного блока и отложить жгут проводов двигателя в сторону.
Четырехцилиндровый двигатель
Шестицилиндровый двигатель
Автомобили с гидроусилителем рулевого управления: Снять клиновой ремень, отвернуть насос гидроусилителя и отложить его в сторону с подсоединенными шлангами.
Внимание: Если гидравлическая система открывается, после установки из нее необходимо будет удалять воздух.
Отвернуть 2 болта крепленая бачка гидроусилителя рулевого управления на левой несущей балке двигателя и подвесить бачок на проволоке.
Автомобили, оборудованные кондиционером: Отвернуть компрессор кондиционера и отложить е о в сторону с подсоединенными шлангами. Внимание: Ни в коем случае не открывать рабочий контур кондиционирования, так как выход фреона может вызвать обморожение.
Подцепить двигатель тросом. Для этого подсоединить трос или цепь к подъемным проушинам -стрелка- двигателя. Немного приподнять двигатель подъемным краном.
Отвернуть гайки с правой опоры двигателя а также перемычки массы -стрелки .
Таким же образом отвернуть гайки с левой опоры двигателя.
Проверить, что все шланги и провода, соединяющие двигатель с кузовом, отсоединены, и после этого вытащить двигатель
Внимание: Во избежание повреждений кузова двигатель проводить осторожно.
Снятый двигатель не может стоять более 10 минут в перевернутом положении, так как опустошатся гидравлические компенсаторы зазоров клапанов и станут неработоспособными Если требуется перевернуть двигатель, снять гидравлические компенсаторы зазоров клапанов.
Установка
Проверить отсутствие порывов и растрескивания опор двигателя, водяных, масляных и топливных шлангов и, если требуется, заменить их.
Проверить легкость вращения подшипника коленчатого вала и выжимного подшипника сцепления и легкость перемещения отжимной вилки сцепления.
Проверить толщину и состояние фрикционной накладки ведомого диска сцепления.
Осторожно ввести двигатель в моторный отсек. Во избежание повреждения приводного вала, сцепления и кузова двигатель проводить при опускании очень осторожно.
Навернуть, не затягивая, гайки опор двигателя.
Поднять автомобиль.
Установить коробку передач.
Опустить автомобиль.
Подергивая за двигатель, выровнять его. После этого затянуть крепление опор двигателя моментом 45 нм.
Если снимался, установить компрессор кондиционера.
Привернуть насос гидроусилителя рулевого управления.
Установить и натянуть клиновой ремень.
Подсоединить разъемы датчика опознавания цилиндров и импульсного датчика DME на корпусе маховика. Подсоединить разъемы датчика температуры, датчика указателя температуры, выключателя давления масла и клапана регулятора холостого хода.
Шестицилиндровый двигатель: Вставить в головку цилиндров впускную трубу и привернуть. Перед установкой заменить все прокладки -стрелки-.
Привернуть опору впускной трубы.
Подсоединить все электрические провода, вакуумные, водяные и топливные шланги в соответствии со сделанными при снятии маркировками к штуцеру дроссельной заслонки, а также к головке цилиндров. Шланги закрепить хомутами. Электрические провода зафиксировать кабельными зажимами.
Поставить и привернуть колодку разъемов на головке цилиндров.
Поставить и привернуть облицовку головки цилиндров.
Подсоединить все снятые разъемы и шланги. Шланги закрепить хомутами
Подсоединить трос газа и, если имеется, трос автоматической трансмиссии.
Подсоединить вакуумный шланг к гидроусилителю тормозной системы.
Вставить и привернуть канал подачи свежего воздуха отопителя.
Привернуть к генератору электрические провода.
Привернуть крышку генератора.
Проверить фильтрующий элемент воздушного фильтра, выколотить его или при необходимости заменить. Установить воздушный фильтр.
Подсоединить и закрепить хомутами водяные шланги отопителя.
Установить радиатор.
Установить вентилятор.
Проверить морозозащитные свойства охлаждающей жидкости и при необходимости добавить концентрат.
Проверить уровень масла в двигателе и в коробке передач и при необходимости долить.
Подсоединить провода к аккумулятору.
Запустить двигатель и разогреть до рабочей температуры, проверить уровень охлаждающей жидкости и герметичность всех шланговых соединений.
Установить защитный поддон силового агрегата.